Список форумов Подворье-Домоводство

Подворье-Домоводство

Наш сельский двор и всё, что в нём.
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Редкие и любимы наши молитвы.
На страницу 1, 2  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Подворье-Домоводство -> Из опыта христианской жизни
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Irina2
живет в городе, но имеет домик на земле


Репутация: 0    

Зарегистрирован: 24.08.2008
Сообщения: 728
Откуда: Украина. Киев.

СообщениеДобавлено: Пн Фев 09, 2009 3:01 pm    Заголовок сообщения: Редкие и любимы наши молитвы. Ответить с цитатой

Молитва, составленная митрополитом Мануилом Лемешевским 16 октября 1956 года.

Молитва к Богоматери о семье моей.
Владычица Преблагословенная, возьми под свой покров семью мою, всели в сердце супруга моего и чад наших мир, любовь и непрекословие всему доброму, не допусти никого из семьи моей до разлуки и тяжкого рассставания, до неисцельных болезней и преждевременныя и внезапныя смерти. А дом наш и всех нас, живущих в нем, сохрани от огненного запаления, воровского нападения, всякого злаго обстояния, и страхования, и диавольского наваждения, да мы купно и раздельно, явно и сокровенно будем прославлять Имя Твое Святое всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
1daniel-3david
живет в домике на земле


Репутация: 0    

Зарегистрирован: 28.08.2008
Сообщения: 38
Откуда: Германия

СообщениеДобавлено: Сб Ноя 28, 2009 6:57 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Молитва
последних Оптинских старцев
Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день.
Дай мне всецело предаться воле Твоей Святой.
Во всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня.
Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все Твоя Святая воля.
Во всех моих словах и делах руководи моими мыслями и чувствами.
Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою.
Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая.
Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня.
Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить.
Аминь.



Это первая моя осознанная молитва.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Лариса
живет в городе, но имеет домик на земле


Репутация: +1    

Зарегистрирован: 06.09.2008
Сообщения: 2748
Откуда: Казахстан, богоспасаемый град Алма-Ата

СообщениеДобавлено: Сб Ноя 28, 2009 12:01 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Молитва к Богородице.
Владычице моя, Пресвятая Богородица! Воздвигни мя из глубины греховной, просвети сердечные очи мои к зрению спасения, оживотвори сердце мое духом благочестия и страха Божия, духом чистоты и правды, духом любви и милосердия.
Эту молитву прочитала в листке, издававшемся при Никольском храме у нас в 90-х годах. Написано было, что эта молитва помогает внутреннему устроению человека, молятся утром.
_________________
С разумом, но без доброты, без нежности человек - это законченный демон (прп. Иустин Попович)
Даже наименьшая мысль, которая не основана на любви, разоряет мир. (Фаддей Штрабулович)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Helga
живет в домике на земле


Репутация: +1    

Зарегистрирован: 24.08.2008
Сообщения: 2850
Откуда: Казахстан, г. Каскелен

СообщениеДобавлено: Чт Дек 03, 2009 9:17 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Молитва о даровании разумения.
святителя Иоанна Златоуста
Даруй, Господи, моему недостоинству благодать разумения, дабы распознавати приятное для Тебя, а мне полезное, и не токмо распознавати, но и совершати, не увлекаясь и не прилепляясь к пустому, сострадая страдающим и снисходя к грешником. Аминь.
_________________
Исполняйте постановления Мои, и храните законы Мои и исполняйте их, и будете жить спокойно на земле; и будет земля давать плод свой, и будете есть досыта, и будете жить спокойно на ней. (Левит, 25:18-19)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Людмила



Репутация: +2    

Зарегистрирован: 09.01.2009
Сообщения: 728
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Дек 04, 2009 1:19 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Не сочтите за обиду, но почему молитвы должны быть на языке отжившем свое время? Разве наш творец который и мысли и чувства наши видит уже заранее не поймет нашего искреннего прошения в молитве на родном нашем языке. Когда мы осмысленно , не повторяя устаревшие слова, рассказываем ему наши тревоги. Вот этого я не могу понять. Мне нравятся молитвы и я их знаю и читаю, но только на своем языке.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Helga
живет в домике на земле


Репутация: +1    

Зарегистрирован: 24.08.2008
Сообщения: 2850
Откуда: Казахстан, г. Каскелен

СообщениеДобавлено: Пт Дек 04, 2009 7:45 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Людмила писал(а):
... почему молитвы должны быть на языке отжившем свое время

Немного не поняла вопроса... что это за язык отживший свое время Шок ?
Что Вы имеете ввиду?
_________________
Исполняйте постановления Мои, и храните законы Мои и исполняйте их, и будете жить спокойно на земле; и будет земля давать плод свой, и будете есть досыта, и будете жить спокойно на ней. (Левит, 25:18-19)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Людмила



Репутация: +2    

Зарегистрирован: 09.01.2009
Сообщения: 728
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Дек 04, 2009 11:27 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Да не хочу я никого обижать, повторяю это, но зачем говорить "дабы распознавати ", а не " чтобы понимать". Почему? Разве от этого наша молитва становится беднее? Молитва - это наша беседа с НАШИМ Творцом, Отцом и Великим Богом. И наша любовь ко Христу должна быть выше всего и выше запоминания непонятных слов? Ребенок говорит своими словами о любви к маме, а не запоминает, что ему бабушка скажет. Но я не пытаюсь ни кого учить. Я с уважением отношусь к выражению любви ко Христу . Простите, это последний мой пост об этом. Пусть каждый молится, как считает нужным, главное наше сердце.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Лариса
живет в городе, но имеет домик на земле


Репутация: +1    

Зарегистрирован: 06.09.2008
Сообщения: 2748
Откуда: Казахстан, богоспасаемый град Алма-Ата

СообщениеДобавлено: Пт Дек 04, 2009 2:56 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Людмила писал(а):
Пусть каждый молится, как считает нужным, главное наше сердце.

Православие пожалуй единственная в мире религия которая сохранила язык церковного богослужения - язык, на котором мы только общаемся с Богом. Это язык, на котором писались молитвы в древности и они сохранены до наших дней в том виде как были написаны. Перевод с церковного языка на современный язык обедняет молитву. Есть в богослужении такие обороты, которые не переводимы на нынешний язык, а если их заменить, то меняется или теряется смысл. Это можно понять, из того, что в каждом языке есть нюансы такие, что если пошутить, то это будет шутка, а если перевести шутку на другой язык останется смысл, но при этом тонкость шутки потеряется. Так и в церковном языке. Это очень емкий язык, в нем нет лишних слов, присущих современному языку. Например, как бы вы перевели слово "оживотвори"? Оживи?, но ведь сердце и так живое. Смысл примерно можно передать так: восстанови жизненную силу, очистив от последствий моих греховных действий, помыслов, слов.
Людмила писал(а):
"дабы распознавати ", а не " чтобы понимать".

"распознавати" это не понимать, это - узнавать в смысле различать, отличать одно от другого, видеть духовно суть действия, вещи, существа, личности. Вот сколько слов надо сказать вместо одного слова "распознавати".
Мы отпали от Бога и не умеем с Ним общаться. Ему действительно не нужно многословие, поэтому Духом Святым святым были даны молитвы в определенном словосочетании и понимании. А святые передали эти молитвы нам, записали их и они дошли до нас. Церковный язык очень красочный, многообразный и поэтичный. Ни кто из существующих поэтов не смог даже приблизиться к красоте языка православной молитвы. Мы имеем такое богатство, которого нет ни у одного другого народа в мире и не ведаем об этом. Мы как малые дети, готовы ломать данное нам богатство не поняв его предназначения.
_________________
С разумом, но без доброты, без нежности человек - это законченный демон (прп. Иустин Попович)
Даже наименьшая мысль, которая не основана на любви, разоряет мир. (Фаддей Штрабулович)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Людмила



Репутация: +2    

Зарегистрирован: 09.01.2009
Сообщения: 728
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Дек 04, 2009 3:15 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

"Мы имеем такое богатство, которого нет ни у одного другого народа в мире и не ведаем об этом"

Ну я не стала бы обижать другие народы своей выделенностью перед Богом.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Лариса
живет в городе, но имеет домик на земле


Репутация: +1    

Зарегистрирован: 06.09.2008
Сообщения: 2748
Откуда: Казахстан, богоспасаемый град Алма-Ата

СообщениеДобавлено: Пт Дек 04, 2009 3:18 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

А я никого не обидела. Вы можете назвать хоть один народ, нацию, у которого был бы особый, отличный от повседневного языка язык общения с Богом?
_________________
С разумом, но без доброты, без нежности человек - это законченный демон (прп. Иустин Попович)
Даже наименьшая мысль, которая не основана на любви, разоряет мир. (Фаддей Штрабулович)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Лариса
живет в городе, но имеет домик на земле


Репутация: +1    

Зарегистрирован: 06.09.2008
Сообщения: 2748
Откуда: Казахстан, богоспасаемый град Алма-Ата

СообщениеДобавлено: Пт Дек 04, 2009 3:28 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Людмила писал(а):
Ну я не стала бы обижать другие народы своей выделенностью перед Богом.

Не правда, я и не думала говорить о чьей-то выделенности перед Богом, я только пыталась сказать о том, что у нас есть, а мы этого не знаем, или сами себя оторвали от этого богатства. Из-за того, что мы не знаем своего, нас привлекают блеском мишуры чужого, чуждого нам. Да еще говорят о том, что наше нам не нужно, устарело, непонятно. Наше и не может быть понятно чужим, оно чуждо им. Ттолько почему-то именно на наши иконы идет в полном смысле охота. На обычные иконы, перед которыми молилось не одно поколение наших простых православных людей. Не на музейные экспонаты, а на обычные иконы. Почему?
_________________
С разумом, но без доброты, без нежности человек - это законченный демон (прп. Иустин Попович)
Даже наименьшая мысль, которая не основана на любви, разоряет мир. (Фаддей Штрабулович)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Людмила



Репутация: +2    

Зарегистрирован: 09.01.2009
Сообщения: 728
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Дек 04, 2009 3:30 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ну не хочу я глупо полемизировать и поэтому последнее, зачем я буду повторять слова, которые я не особо понимаю, почему я не могу молиться искренне и от своего раскаянного сердца. В прошлом году как раз в это время у меня было совсем плохо и мысли были в голове страшные так вот я не молилась чужими мыслями и словами, а просто просила "Помоги", а потом, когда Бог ответил говорила "Спасибо". Полемику окончила. Спасибо всем.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Helga
живет в домике на земле


Репутация: +1    

Зарегистрирован: 24.08.2008
Сообщения: 2850
Откуда: Казахстан, г. Каскелен

СообщениеДобавлено: Пт Дек 04, 2009 3:33 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Людмила писал(а):
главное наше сердце

Да, Вы правы. Никто не запрещает человеку произносить слова так, как они более понятны ему.
Людмила, по-моему я догадываюсь о чем Ваш вопрос в предыдущем посте. Вы перепутали понятия - церковнославянский язык и старославянский. На смену старославянского языка пришел русский язык, на котором мы сейчас общаемся.
А церковнославяский - это искусственный язык, который в богослужении объединил славянские народы. С самого начала массовой христианской проповеди среди славян (болгар, русских, поляков, сербов...) он употреблялся при богослужении, употребляется и сейчас.
Я подозреваю, что Вы церковнославянский считаете - отжившим свое время. Это не так. Вот поедем мы с вами в Польшу, или Болгарию, или Сербию - зайдем в православный храм - и окунемся снова во время богослужения в атмосферу этого языка Rolling Eyes . Так приятно на чужой сторонушке ощутить себя дома.
Вот смотрите. До сих пор медики для выписки рецептов пользуются только латынью - хотя кто на этом языке разговаривает? Зато врач любой национальности сможет прочесть рецепт.
Считаю, что церковнославяский язык прекрасен! Просто некоторые вещи нельзя объяснить, это надо почувствовать.

Цитата:
Ребенок говорит своими словами о любви к маме, а не запоминает, что ему бабушка скажет.

Думаю, мама малыша, любящая свою маму (бабушку) - привьет эту любовь и своему дитю.
_________________
Исполняйте постановления Мои, и храните законы Мои и исполняйте их, и будете жить спокойно на земле; и будет земля давать плод свой, и будете есть досыта, и будете жить спокойно на ней. (Левит, 25:18-19)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Лариса
живет в городе, но имеет домик на земле


Репутация: +1    

Зарегистрирован: 06.09.2008
Сообщения: 2748
Откуда: Казахстан, богоспасаемый град Алма-Ата

СообщениеДобавлено: Пт Дек 04, 2009 3:50 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Людмила писал(а):
зачем я буду повторять слова, которые я не особо понимаю,

Людмила писал(а):
Полемику окончила.

Полемику закончить можно, но от этого понимание не придет.
Бывают люди - дальтоники, не различают цвет. Им не возможно объяснить что такое красное или зеленое или голубое. У них мир бесцветный. Но это когда у человека нарушение и изменить ничего нельзя, а когда мы по нежеланию своему обедняем себя... Попросил и получил. Понятие веры шире и глубже.
Людмила писал(а):
не молилась чужими мыслями и словами,

Православная молитва не только прошение, это и покаяние, и смирение, и осознание глубины своего несовершенства и еще много чего. И все заключено в нескольких словах. Молитва это не слова от человека, а обращение к Богу Богом данное. В этом особенность православной молитвы. Было бы желание...
_________________
С разумом, но без доброты, без нежности человек - это законченный демон (прп. Иустин Попович)
Даже наименьшая мысль, которая не основана на любви, разоряет мир. (Фаддей Штрабулович)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Natalia



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 14.08.2009
Сообщения: 137
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Дек 04, 2009 3:59 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Людмила
Вот здесь очень хорошо написано о молитве http://www.trinity-church.ru/nast/omolitve.html#02
Позволю себе немного процитировать из этой статьи:

МОЛИТВЕННОЕ ПРАВИЛО

С чего начать нам, никогда не занимавшимся исследованием сердец наших? Стоя вне, будем стучаться молитвою и постом, как Господь повелел: Толцыте и отверзется вам.
Прп. Макарий Великий

Часто новоначальные люди задают такой вопрос: "А зачем я должен молиться чужими словами на незнакомом мне языке"? Вопрос, надо сказать, по существу. Действительно, почему, открывая молитвослов, мы читаем слова других людей, причем многие из них совсем непонятны. Молитвенное правило следует понимать, как способ приобретения молитвенного навыка. Правило - это выправление, исправление нашей духовной жизни, потому-то оно и необходимо, и в этом только его необходимость и состоит. Святитель Игнатий писал: "Душа, начинающая путь Божий, погружена в глубокое неведение всего божественного и духовного, хотя бы и была богата мудростью этого мира. <…> Для вспомоществования младенческой душе святая Церковь установила молитвенное правило. Цель правила, доставить душе недостающее ей количество молитвенных мыслей и чувств, причем мыслей и чувств правильных, святых, Богу угодных". Часто мы машинально произносим слова молитвы, совершенно не осознавая, что мы с Богом разговариваем. А слово, это не пустой звук, оно живо и действенно. Когда человек приступает к Богу и начинает что-то говорить Ему - это великое дерзновение. Для того, чтобы сказать Богу слова, настоящие, искренние, живые слова, надо иметь для этого некое основание. Ведь пустые слова Богу не скажешь. Бессмысленными словами, которые ничего не весят, не стоят ничего, к Богу нельзя обращаться. Когда мы открываем молитвослов, там есть удивительные, правильные и простые слова: "Прежде, чем начинаешь молиться, постой немного, помолчи, сделай так, чтобы все твои душевные чувства успокоились, умирились, и тогда только из молчания произнеси: "Боже, милостив буди мне грешному", - представив себя сейчас перед Богом стоящим". Не Бога надо представить себе, потому что Бога не видел никто и никогда и представить Его невозможно, это ошибочное и опасное явление, когда человек, чтобы настроить себя на молитву, начинает представлять в уме образ Божий. Только себя можно представить перед Богом, и это и надо сделать - предстать перед Невидимым и Живым Богом, в присутствии которого ты находишься, и из этой глубины начать что-то говорить. А что ты можешь Богу сказать? А сказать-то нечего, кроме как: "Боже, милостив буди мне грешному". И поэтому, чтобы научиться с Богом разговаривать, Церковь предлагает нам молитвы, написанные святыми отцами. Их молитвы - это живые, от сердца исходящие слова, они их не придумывали специально для нас. Внутренний духовный инструмент святого человека настроен очень гармонично, поэтому их слова созвучны с Богом. Это была настоящая песнь духовная. Душа каждого человека подобна музыкальному инструменту, она всегда поет Богу. Человек так устроен Богом, чтобы всегда Его восхвалять, только наш инструмент расстроен, и движения нашей души всегда будут фальшью. Слушать это нельзя. А Господь нас терпеливо слушает. Мы так не умеем слушать друг друга, как Господь слушает нас. Но когда мы читаем, скажем, молитву Василия Великого, происходит нечто удивительное, - мы настраиваем инструмент своей души на очень высокий молитвенный лад, если мы эти слова, слова святых, произносим по-настоящему глубоко, пытаемся их в свое сердце принять, сделать их своими словами. Это очень и очень тяжело, это величайшее упражнение. Нет ничего более трудного, как говорят святые, чем молиться. Есть русская пословица о том, что две самые тяжелые вещи, это опекать престарелых, и молиться. Это значит, кровь проливать, и в том и в другом случае. Когда человек начинает свое молитвенное правило, это подобно настройке своего музыкального инструмента. Это происходит в течение многих-многих лет и не только молитвой. Человек настраивает себя и покаянием, и участием в богослужении, и добрыми делами. И тогда молитвенное правило приобретает некоторое качество, с течением времени слова, - Помилуй мя, Боже, - начинают звучать похоже на то, как их говорил царь-пророк Давид.

Путь к Богу - молитва. Научись молиться Богу правильно. Научившись молиться правильно, молись постоянно - и удобно наследуешь спасение.
Свт. Игнатий Брянчанинов

Молитвенное правило должно нас исправлять, но оно не должно стать для нас препятствием к молитве. Мы вычитываем большое количество молитв, не понимая, что мы делаем, зачем это нужно, и тем самым не молитвенное правило становится необходимым для нас, а мы, по словам свт.Игнатия Брянчанинова, становимся рабами молитвенного правила. Исполнение правила, не осмысленного нами, не понятого, не воспринятого по мере наших духовных сил, приводит к тому, что то, что должно служить человеку для спасения, начинает служить ему для торможения и духовного умирания. Нельзя становится рабами некоего уставного обессмысленного содержания, иначе потеряешь всякую молитву. Для тех, кто отвергает опыт молитвы святых отцов, свт. Игнатий Брянчанинов достаточно жестко написал, что человек не должен молиться от себя. "Не дерзни произносить Богу многоглагольных и красноречивых молитв, тобою сочиненных, как бы они ни казались тебе сильны и трогательны. Они - произведение падшего разума и, будучи жертвой оскверненной, не могут быть приняты на духовный жертвенник Божий. А ты, любуясь изящными выражениями сочиненных тобой молитв, и признавая утонченное действие тщеславия и сладострастия за утешение совести и даже благодати, увлечешься далеко от молитвы в то самое время, когда тебе будет представляться, что ты молишься, и уже достиг некоей степени Богоугождения". А вот святитель Феофан Затворник пишет прямо противоположные вещи, что молиться только по молитвенному правилу это примерно то же, что говорить с Богом по разговорнику. И это тоже совершенно верно. Неужели у нас совсем нет своих собственных слов для Бога? Если мы верим в Бога, как же мы можем только правилами ограничить свою молитвенную жизнь? Значит, мы должны одновременно идти и вторым путем, мы должны искать слов выражения своей духовной жизни, своей нужды в Боге. Для этого, собственно говоря, и существует духовная жизнь, чтобы у человека было о чем с Богом побеседовать. Но бывает, к сожалению, что прочитал человек утреннее правило и выдохнул облегченно, - можно о Боге до вечера не вспоминать. Это ужасно. Духовная жизнь, если она настоящая, живая, такова, что человек не может ни минуты не вспоминать о Боге. Он должен быть постоянно в общении с Богом, перед Богом все время ходить, спит он, говорит ли, что бы ни делал. Об этом Апостол Павел говорит: Молитесь непрестанно. Понятно же, что нельзя непрестанно читать правило, потом взять в руки акафист, псалтирь и так по кругу. Не об этом идет речь. Когда апостол Павел говорит о непрестанной молитве, он говорит, прежде всего, о состоянии человеческой души, о том, насколько его душа с Богом пребывает. Если у человека нет слов для Бога, это очень опасное явление. Это очень тревожно, если человек как бы живет духовной жизнью, исповедуется, причащается, посты соблюдает, а для Бога слов нет. Поэтому жизнь наша духовная, прежде всего, состоит в приобретении навыка молитвы. Цель молитвенного правила, чтобы желание молиться в человеке не преставало, чтобы молитва в нем присутствовала всегда, в любой форме, даже, когда она не выражается словами, есть и такая форма молитвы. Когда человек молится по настоящему, ему никакое молитвенное правило уже не нужно.

Всегда необходимо помнить, что нам нужно не только просто молиться, но молиться так, чтобы быть услышанным.
Свт. Иоанн Златоуст

Для многих людей молитвенное правило является проблемой, потому что им трудно различить молитвенное правило и саму молитву. Совпадают ли они? Каким образом сделать так, чтобы совместить в себе возможность и молиться, и исполнять то, что положено каждому христианину? Святитель Игнатий говорит, что пока у человека нет молитвенного правила, ему невозможно выстроить свою духовную жизнь. Оно является особенным способом устроения духовной жизни, домостроительством своего внутреннего человека. Можно сказать, что с молитвенного правила начинается выстраивание храма Божиего внутри себя. Мы должны понимать, что грех исказил природу каждого из нас. Хотя мы знаем, что в крещении он прощается человеку, но последствие его исправляется не актом крещения, а самой жизнью. Всякий дар Божий, будь то приобщение к какому-то таинству или молитва, дается постольку, поскольку мы способны как-то его принять, но он не преображает нас в момент его принятия. Дар Божий это то, что человек в принципе не может вместить. Любое благодатное посещение бесконечно больше самого человека. Нам иногда кажется, что нам чего-то недодали. Вот поисповедовались как могли, отходим, и кажется, что что-то от Бога недополучили. Мы причащаемся, и ждем, что что-то должно с нами такое необыкновенное произойти, а ничего не происходит. Нам кажется, что, может быть, мы как-то не так причастились, что нам опять чего-то недодали. На самом деле это наша глубочайшая слепота и непонимание того, что происходит. Даже самая малая крупица, которая падает со стола Христова, больше человека, бесконечно больше всего мира. Поэтому, когда нам какие-то дары Божии подаются, то только с тем, чтобы мы стали способны не в этот момент даже, а потом когда-нибудь так к ним приобщиться, чтобы этот Дар Божий мог стать нашей природой, никуда бы не делся, чтобы мы его потерять не смогли. А это то, что с нами происходит постоянно: Господь дает, а мы не берем. Взять не можем, а думаем, что нам не дали. А на самом деле мы не взяли или взяли, но тут же потеряли, а к дару можно только приобщиться, сделать так, чтобы ты и он стали единым целым. Это можно сказать и о молитвенном правиле, том Даре Божием, который должен приобщением к нему сделать нас иными. Он подается нам как возможность так употребить силы нашей души, ума и сердца, чтобы это невместимое, непосильное, то, что больше нас, сделать своим. И когда правило таким образом входит в человека, оно выправляет его. И тогда правила уже не существует, оно становится молитвой. Но надо дорасти до тех слов, которыми молились Василий Великий или Иоанн Златоуст. Эти слова, этот уровень духовной жизни, богоустремленность, Христостремительность, заложенные в их молитвах, нам не известны. Молитвенное правило это наука, постоянное упражнение, школа духовной жизни, то, что учит нас молитве и то, что становится молитвой. Нам дается возможность говорить теми словами, которыми говорил с Богом Василий Великий. Иногда случается и нам сказать Богу от сердца такое, что принадлежит только нам и Ему. И это слово так соединяет нас с Богом, что мы совершенно забываем о себе, в этот момент мы даже забываем, молимся мы или нет. Этим и определяется настоящая молитва, когда человек совершенно не помнит себя, о себе помыслить никак не может, не может увидеть себя со стороны, когда его нет. В такие минуты настоящей молитвы человек "блаженно исчезает", и тогда он начинает говорить Богу настоящие слова. Молитвы нашего правила, это как раз те самые настоящие слова, которые говорил Василий Великий, исчезнувший в Боге. И этому мы должны научиться Надобно иметь молитвенное правило немощи ради нашей, чтобы с одной стороны, лености не давать хода, а с другой - ревность держать в своей мере свт. Феофан Затворник. Молитва, как дар Божий, дается только тому, кто употребляет усилия. В Священном Писании есть такие слова: Дающий молитву молящемуся. Только когда ты употребляешь усилие в молитве, только тогда тебе когда-нибудь дастся молитва, которая станет тобой, а ты станешь молитвой. Но если ты этого не делаешь, не понуждаешь себя на молитву, не прилагаешь стараний, а ждешь, что она родится сама по себе без настоящего пролития пота и крови, ты никогда молитвы не получишь. Это не тот дар, который дается случайно и внезапно, по какому-то обстоятельству. Чтобы правило стало не препятствием, а настоящим двигателем человека к Богу, необходимо, чтобы оно было соразмерно его духовным силам, соответствовало его духовному возрасту и состоянию души. Многие люди, не желая себя отягощать, сознательно выбирают слишком легкие молитвенные правила, которые из-за этого становятся формальными и не приносят движения. Но иногда и большое правило, выбранное из неразумной ревности, тоже становятся кандалами, ввергая в уныние и мешая духовно двигаться. Правило - это не застывшая форма, в течение жизни оно обязательно должно меняться и качественно и внешне. Человек может увеличивать или сокращать правило в зависимости от обстоятельств жизни, например, при путешествии или болезни. Св. прав. Иоанн Кронштадтский в своем дневнике пишет, что иногда, когда человек болеет, он не может молиться, и не надо. По этому поводу не надо унывать, а молиться, как можешь, или занять себя другим деланием, например, чтением, в этом нет греха. Молитва - это дыхание жизни, и она должна жизни соответствовать. В молитве самое страшное с одной стороны - формальность, а с другой стороны - нерегулярность. Казалось бы, эти две вещи друг другу внутренне противоречат: регулярность так или иначе приводит человека к формальному исполнению, однако молитва не может в человеке родиться по настоящему, если в этом делании он непостоянен. Как сохранить баланс внутреннего постоянства и живости молитвы? Это и является существом молитвенного труда. Когда человек встает на молитву, он должен к этому внутренне подготовиться. Молитва начинается с состояния внутренней тишины, хотя бы минимальной, с представления, что сейчас начнется необыкновенно важное дело твоей жизни - разговор с Богом. Получится он или не получится, это потом определится. Но самый главный момент, это начальный страх Божий, когда человек способен взять себя в руки и поставить на место перед Богом. С этого момента начинается узнавание своей силы на молитве - насколько ты способен составлять свое правило из состояния страха Божиего, насколько само правило может держаться в состоянии напряженного страха Божиего, разговора с Богом. С Богом разговаривать очень непросто, ведь мы говорим слова Тому, кто в священном Писании назван - Слово Божие. Для новоначального человека представление о правиле начинается с того, что он, прежде всего, оценивает свое внутреннее стремление быть с Богом и говорить с Ним всерьез, не просто отчитываясь, а пытаясь предстать перед Богом. И этот разговор должен быть одновременно и разговором с Богом, и наукой, учением разговаривать с Богом. Достаточно выбрать из утреннего или вечернего правила те слова, те молитвы, которые лежат у нас на сердце, чтобы они стали нашими. И потом со временем человек начинает чувствовать определенную жажду, голод молитвенный, когда этих слов не хватает и хочется сказать что-то еще. И тогда молитвенное правило начинает неуклонно развиваться. Правило не обязательно растет, оно может быть самым небольшим, но очень хорошим и чистым. У человека расширяется душа, она жаждет увеличивать слова для Бога, и человек жаждет молиться постоянно. Как мы молимся, узнается по плодам. Если в течение какого-то времени мы молится, а молитва плода не приносит, надо подумать, как мы относимся к молитве. Хороший плод молитвы проявляется, когда человек начинает любить богослужения, не тяготится их тяжестью, участвует в них, сомолится со священником и с хором, не пропускает слов, - это знак того, что у него происходит какое-то движение на его келейном правиле. Когда человек стремится чаще бывать в храме, или когда он, не бывая в храме, переживает это очень тяжело, как болезнь. Или когда человек, по обстоятельствам жизни не успев прочитать утренних молитв, целый день чувствует себя не на своем месте. Это признаки того, что в нем молитва рождается, двигается, и эта молитва сама начинает потом двигать человека. Сама по себе молитва совершает всю человеческую жизнь. Это самое главное, что является стержнем духовной жизни. Иногда молитва рождается с трудом, но если человек ничего не делает для этого, он не спасется, хотя при этом может формально делать добрые дела, посты соблюдать, много книг прочитать о духовной жизни. Потому что в Царствии Небесном ничего нет, кроме молитвы, наполняющей жизнь и соединяющей все существа. Там нет отдыха от молитвы, нет возможности спрятаться от нее, найти место, где бы можно было не молиться. Царство Небесное - это общение с Богом, непрестанная молитва. Надо всегда с готовностью прибывать в молитве, потому что молитва доходит до Самого Бога. Когда молитва с любовию возносится к Богу, чтобы собеседовать с Ним, тогда отверсты для нее горние врата, и никто не воспрепятствует ей войти в них. Не задержат ее Ангелы, не остановят Огнезрачные, как только пожелает она войти и получить у Бога исполнения просимого. Поэтому возлюби молитву и бодрственно упражняйся в ней.
прп. Ефрем Сирин
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Подворье-Домоводство -> Из опыта христианской жизни Часовой пояс: GMT + 6
На страницу 1, 2  След.
Страница 1 из 2

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах



Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS